О партиях -2

Day 1,494, 01:55 Published in Belarus Belarus by iProphet


Наш следующий шаг – рассмотрение партийных систем. В основе определения типа партийной системы лежит вопрос о количестве партий, которые реально могут прийти к власти в стране.

Антропологами открыто существование культур, оперирующих числительными для обозначения «один», «два» и «много». Примем это за методологическую основу.



Итак, однопартийная система.

Такая система может состоять из одной партии (остальные запрещены) или из нескольких. Во втором случае имеется доминирующая партия, которой подчиняются немногочисленные младшие партнеры (примеры в жизни – Китай, Тайвань, ПНР, ЧССР, ГДР). Бывает и де-факто доминирование одной партии (Индия, ЮАР), в этом случае другие партии могут иногда ненадолго прийти к власти.

В eRepublik сформировать однопартийную систему сложно в силу анархичной природы общества и относительной легкости создания партий. Подобие системы с доминирующей партией можно наблюдать в еСаудовской Аравии и еИндии, это редкие примеры в Новом мире.

Теоретически, такая система (даже в строгом варианте) может быть создана и у нас.



У нас она может воплощать триединство новичков, активных опытных игроков и тукликеров.

Условие существования такой системы – общественный консенсус по основным вопросам внутренней и внешней политики. Например: «мы хотим 60% пищевой бонус, низкие налоги и мир с соседями». Желания должны быть простые и устраивающие подавляющее большинство населения. Если чуть-чуть усложнить: «не нужен ли нам еще и Виленский край с оружейным бонусом 20%», мнения разойдутся. Раскол по принципиальному вопросу приводит к формированию двух идейных позиций.

Следующий вариант, таким образом, – двухпартийная система.

Классический пример – США. В менее выраженном виде – Великобритания, Испания, а также ЕС до середины 1990-х.

В Новом мире – Албания, Колумбия, Швеция, ОАЭ. В определенном смысле – Украина: последние и предпоследние президентские выборы в ней характеризовались борьбой между двумя кандидатами.

В нашей стране, если захочется, можно в настоящее время построить такую систему, организовав две партийные коалиции.

Теоретически, система хороша тем, что позволяет более организованно управлять политическим процессом, ротировать элиты и сближать позиции (неантагонистические) разных общественных сил.

На практике те же результаты можно получить и в однопартийной системе: примеры разделения властей и управляемости в КНР или четкой циркуляции элит в БССР тому подтверждение. И, к слову, американцы не слишком довольны своей системой, поскольку различия между партиями не такие уж большие, и переходы политиков из одной в другую или в «независимые» нередки. Собственно, партии в США – своеобразная ширма, скрывающая реальную политическую сеть клубов. И вообще, демократия основана на системе тайных обществ (см. гетерии), а народное волеизъявление – приятный довесок к ним, но это уже за пределами нашей темы.

Периодически американцы пытаются создать «третью силу», возможно рано или поздно что-то начнет получаться (в ЕС же получилось: народные партии, социалисты и либералы – в центре ЕП, коммунисты – слева, консерваторы – справа).



Три и более партий, способных прийти к власти, образуют многопартийную систему. К ней относится большинство стран и в РЛ и тут.



Существующий «пятипартийный» механизм выборов в eRepublik как бы обусловливает существование нескольких партий. Из этого и следует исходить, формируя партийную систему в стране.

Поскольку на данный момент у нас партий даже больше пяти, разумно сконцентрироваться на выработке межпартийной политической платформы, разделяемой большинством политических организаций. А будет коалиция одна (например, во главе с СВА) или две – вопрос второй. Сейчас важнее сдержать нежелательный процесс размножения партий, вымывающий золото из страны.

Есть еще так называемая непартийная система, когда партии не имеют реального веса в политике страны (современная Беларусь в реале, например), но в Новом мире без партий никак, поэтому говорить тут по существу не о чем.


Дальше – логично рассмотреть, как партиям выработать совместный политический курс и к чему эти усилия должны привести.