[RUS] International Trade Policy in eRepublik

Day 1,414, 04:14 Published in Russia Russia by Antiperistalsis
Мопед не мой, я только перевел.

Автор: Kemal Ergenekon

Международная Торговая Политика в eRepublik — или как я перестал бояться и полюбил открытую торговлю.


Вступление

На протяжении долгих лет, что я играю в eRepublik, я повидал множество разных подходов к международной торговой политике. Учитывая неоднозначность темы в реальной жизни, неудивительно видеть расхождения в ней и здесь. Она непосредственно влияет на благосостояние страны и, в то же время, порождает победителей и проигравших.

С другой стороны, eRepublik предоставляет нам определенные правила, которые позволяют нам качественно прогнозировать влияние тех или иных политических решений, поэтому отсутствие соглашения в результате мтп — не следствие теоретических разногласий, а отсутствие базовых знаний о существующих торговых моделях и литературе.

Нельзя ожидать, что наше руководство и конгрессмены — экономические эксперты, но они, по крайней мере, должны быть знакомы с основами. Чтобы поднять качество политики, в этой статье я постараюсь обратиться к вопросу международной торговли.

Для начала я приведу базовую модель международной торговли, используемую ирл, в дальнейшем которую расширю с учетом особенностей eRepublik, не существующих в реальности, и в заключении поговорю о том, какие политические последствия влечет такая модель за собой, особенно для США. Так же я объясню, кто победитель, а кто проигравший в ситуации “свободная торговая политика” vs “протекционизм”.

Базовая модель международной торговли.

Для более простого описания, мы воспользуемся моделью частичного равновесия: классические спрос-предложение, с международным предложением, и без. Объяснять каждый компонент я буду по ходу. Если хотите, можете думать о промышленности в данном вопросе, как о рынке Q5 - weapons.

Закон спроса и предложения для замкнутой экономики.



Первое изображение — традиционный график модели спроса и предложения, отражающий идею Адама Смита: при прочих равных, потребители будут приобретать тем больше товаров, чем ниже на них цена, а производители, в свою очередь, будут давать этих товаров тем больше, чем цена на них выше. Графики спроса и предложения — совокупный объем товаров, которые готовы купить потребители, а производители — предоставить, учитывая цену.

Точка пересечения графиков есть экономическое равновесие, P* и Q* — равновесие цены и равновесие количества товара. При равновесии рынок должен быть спокоен, т.е. спрос равен предложению, это именно то, где кривые встречаются. Можете подумать, как изменится равновесие цены и количества, если одна из кривых сдвинется вверх или вниз (например, спрос на танки растет во время важной битвы, предложение еды увеличится, если у страны стало больше пищевых ресурсов, и так далее).



На втором изображении мы видим два цветных участка. Красный означает потребительский излишек, синий — производственный излишек. Они предлагаются в качестве показания благосостояния потребителей и производителей. Хотя я и не думаю, что это должно нас сильно заботить, оба этих показателя легко считаются, а в качественном отношении уступают выводам из самой сложной динамической стохастической модели равновесия, которую вы могли бы придумать, но нам достаточно и этого.

Интуитивно понятно, что потребительский излишек — это разница между тем, что потребитель готов заплатить, и тем, что он платит фактически. Готовый заплатить за танк 50 долларов, но заплативший 30, имеет 20 долларов излишка. Если таким образом просуммировать всех потребителей и покупки, получим интеграл кривой спроса с вычетом линии цены до объема спроса. Да, именно красный участок.

Производственный излишек линейно связан с прибылью большинства моделей микроэкономики предприятий, так что просто представим его общей прибылью, полученной производителями. Единственное, что туда не входит, это фиксированные расходы (как расходы на открытие предприятия).

Сумма потребительского и производственного излишков называется общим излишком, который может служить показателем общего благосостояния государства.

Итак, это было введение в модель спроса и предложения для внутренней экономики. Теперь мы двигаемся к открытой экономике, добавляя иностранное предложение.

Закон спроса и предложения для открытой экономики.



На третьем графике появляется еще одна прямая: иностранное предложение. Она отражает самую низкую в мире цену на продукт, которую производители готовы установить. Эта линия почти плоская, по сравнению с графиком внутреннего спроса, поскольку число производителей в мире столь велико, что влияние изменения спроса на внутреннем рынке страны на их предложение можно не рассматривать.

Обратите внимание, цена равновесия в открытой экономике ниже, чем в случае замкнутой, поскольку мировая цена на товар ниже. Обратная ситуация в eRepublik невозможна, поскольку нельзя предотвратить экспорт, поэтому мы не будем ее рассматривать.

Теперь вы видите, что внутренние спрос и предложение не пересекаются друг с другом на цене равновесия. Внутреннее предложение на P** ниже внутреннего спроса на P**. Эта разница равна импорту (или иностранное предложение). Теперь рассмотрим, как изменился наш показатель благосостояния:



Как вы видите, красный участок, который мы называем потребительским излишком, стал больше, чем в случае с замкнутой экономикой, но при этом синий участок уменьшился. Общий излишек увеличился вместе с общей закрашенной зоной, к которой добавился небольшой треугольник.

Что это означает в случае eRepublik? Разрешение импорта увеличило покупательскую способность граждан: они покупают больше оружия по более низким ценам. Но в то же время национальные производители страдают от потери прибыли.

Модель говорит нам, что открытая торговля для страны лучше, и с этим согласны все экономисты при отсутствии других проблем. Проблемы, в реальном мире которыми являются безработица (в eRepublik ее нет), новизна отрасли (производственная функция в eRepublik закреплена), вопросы нац. безопасности (в игре у нас только два вида промышленности и обильное количество предприятий, действующих в них).

В eRepublik есть два политических инструмента, позволяющих определять, насколько экономика будет открытой или замкнутой: налог на импорт и экономическое эмбарго на другие страны. Теперь мы взглянем на серую зону между полностью открытой и закрытой экономикой.

Налоги на импорт.



На этом изображении мы видим два графика иностранного предложения. Нижний — при отсутствии налогов на импорт в данной промышленности; верхний — при 20% налогах. Высота от одного до другого равна 20% от самой низкой цены в мире. График наглядно демонстрирует эффект от снижения/повышения налога на импорт: если налог высокий, то цена равновесия выше, а количество купленного товара ниже, правительство копит доходы с налога. Посмотрим, как изменится наш показатель благосостояния:

Потребительский излишек:

- с налогом на импорт: A
- без налога: A+B+C+E+F


Производственный излишек:

- с налогом на импорт: B+D
- без налога: D


Поступления в казну:

- с налогом на импорт: C+F
- без налога: ничего


Общий излишек:

- с налогом на импорт: A+B+C+D+F
- без налога: A+B+C+D+E+F


Что все это означает? Растущие налоги в некоторой степени увеличивают государственные доходы, а так же прибыль национальных предприятий, но потребители от этого страдают. Они сталкиваются с более высокими ценами и им приходится меньше потреблять оружия (что означает падение общего урона страны в eRepublik). Общий излишек так же понижается при более высоких налогах.

В итоге, повышение налогов приводит к смещению благосостояния от потребителей к производителям. В условиях eRepublik это означает смещение благосостояния от игроков с низким и средним уровнем дохода к игрокам, имеющим много компаний или Q5 владельцам-карусельщикам, которые производят сотни продукции в день.

В конце концов, то, что пытается сделать наше правительство, это максимизация эффективности нашей военной мощи и увеличение общего урона, наносимого нами. Как такое смещение благосостояния влияет на общий урон?

Ответ нетривиален, но это моя личная оценка: поскольку те люди, которым от повышения налогов лучше, уже игроки, которые могут использовать все тренировочные площадки, а так же производить q5 еду и оружие, обеспечив себя на весь день, приносят неоценимую помощь, имея возможность вливать голд в битву. С другой стороны, игроки с низким и средним уровнем доходов, используя дополнительные деньги, могут купить еду и танки, недостающие им, чтобы ударить сильнее. Увеличение общего урона страны выше, чем при вливании голда в битвы, при тех же затратах.

Торговое Эмбарго.

В этот раз никаких графиков, так как тут все то же самое, что и с налогами. Когда вы накладываете эмбарго на какое-либо государство, оно не может никоим образом с вами торговать. Что, фактически, ограждает ваших граждан от продажи товаров на рынках этой страны, а их граждан — от продажи на наших.

Каков эффект от данной модели? Происходит сдвиг иностранного предложения вверх и небольшой поворот по часовой стрелке. Результат — повышение цен и снижение потребления. Поскольку иностранное гос-во больше не может экспортировать к нам свои товары, оно продает больше в других местах, включая себя саму. Таким образом цены у них снижаются, а внутренне потребление растет.

Рассмотрим конкретный пример: пускай внутренняя экономика принадлежит США, а зарубежная — Польше. В Польше оружие стоит дешевле, чем в США, поэтому польские производители экспортируют его в Штаты. Поскольку в Польше до смеху высокие налоги на импорт, об экспорте американской продукции не может идти и речи, так что в данной ситуации эффект односторонний.

Если мы наложим эмбарго на Польшу, цены на товары в США увеличатся, а потребление снизится. С другой стороны, цены в Польше снизятся, а потребление возрастет.

Так что же мы выигрываем от эмбарго? Прибыль компаний в США возрастет, но потребление оружия и еды снизится, как и общий урон. Прибыль компаний в Польше упадет, но люди получат доступ к более дешевым танкам и еде, а урон повысится.

Некоторые люди парируют этот аргумент тем, что одно государство не дает высокого количественного эффекта. В свою очередь, я отвечаю им тремя доводами:

1) Если повышение цены в США столь заметно, тем заметнее снижение прибыли польских толстосумов;

2) Эффект от эмбарго одной страны может быть и не заметен, но наложение эмбарго на сильнейшие ONE-страны означает эмбарго на половину мира, и ЭТО заметный эффект, могу вас заверить.

3) Полноценный ответ на вопрос очевиден: эмбарго снижает урон с нашей стороны и повышает его с той. Рассуждения о воздействии эмбарго так же бесполезны, как и рассуждения о том, что ошибочные решения не опасны для страны — это не меняет того факта, что они опасны.

Теперь рассмотрим особенности экономики еРепаблик, которые требуют внимания и отклонение от экономической теории, применяемой в реальной жизни.

Особенность 1: Контрабанда/Черный рынок.

Человек, больше заботящийся о владельцах фирм, нежели об игроках средней руки, может подумать, что повышение налогов до небес, а так же эмбарго каждой страны увеличит ему прибыль. И, несомненно, так и есть. Однако рост прибыли будет не так высок, как предсказывает приведенная выше модель, потому что в еРепаблик у игроков есть возможность избежать эмбарго и налогов на импорт. Если цены в стране увеличиваются за счет эмбарго или налогов, некоторые граждане могут уехать в страну с дешевыми товарами и продавать их на родину в обход налогов. Это ведет к снижению цен и уменьшению негативного влияния эмбарго и налогов на общий урон.

С другой стороны, прибыль, которая могла быть получена национальными производителями и государством, идет в карман этих спекулянтов, которых я зову “контрабандистами”. Прибыль теряют государство и производители, инвестировавшие свои ресурсы. И эти спекулянты, чья заслуга лишь в том, что они увидели арбитражную возможность, без всякого риска инвестируют небольшой оборотный капитал, и в итоге ничего не производят.

Т.о., в уникальном случае eRepublik, протекционизм не только уменьшает благосостояние, как и в реальном мире, но и дает возможность спекулянтам, в то же время уменьшая государственный доход и рентабельность внутреннего рынка страны. Второе особенно уменьшает стимул к инвестированию, что не влияет на старых игроков, которые все равно уже не станут продавать свои фирмы, но влияет стимул к инвестированию игроков средней руки в долгосрочный бизнес и предварительному потреблению. Вот что мы зовем “динамической неэффективностью” — экономия ниже оптимальной.

Особенность 2: ежедневный порог передачи 100 000.

Повышение налога на импорт до точки, когда прибыль государства максимизируется может быть оправдано, и если у нас есть основания полагать, что государство распорядится этими деньгами лучше простых граждан. Однако ежедневная сумма денег, которую мы можем вывести из казны ограничивается 100 000 долларов (не считая редкие покупки госпиталей и систем обороны).

В результате, если мы ежедневно получаем более 100 000 благодаря налогу на импорт и VAT (НДС - прим. пер.), повышение государственной прибыли путем повышения налогов уже не так необходимо, как и в случае свободной торговли, которая снижает цены сильнее, чем в реальном мире.

Другое значение верхнего предела в том, что покупательская способность государства возрастает с падением цен. Например, если цена Q5 танка — 20 долларов, то правительство может купить 5000 единиц; если цена — 30 долларов, то 3333 единиц.

Таким образом, понижение цен повышает реальный бюджет государства. В этом большой плюс открытой торговли, так как при низких налогах и отсутствии эмбарго, она способствует снижению цен.

Особенность 3: Экзогенный покупатель (покупатель извне).

Как вы знаете, иногда предложения, цена которых далека от текущей рыночной, таинственным образом скупаются. Этот феномен я буду называть “Экзогенный покупатель”.

Две вещи, которые вы должны знать об экзогенном покупателе:

1) В прошлом он покупал так, что чистым доходом от каждой вашей продажи была фиксированная сумма для каждого вида товаров. Таким образом максимальная цена, которая могла побудить экзогенного покупателя к покупке была равна “базовая стоимость + налоги”. На данный момент эта формула не работает во многих топ-20 странах, но иногда еще встречаются покупки между рыночной и базовой ценой.

2) Как показали последние три месяца, экзогенный покупатель выплачивал налоги государству, как обычный человек. Но не теперь. Результаты были подтверждены многими экспериментами, а тикеты на эту тему остались безответными. Высокие пошлины можно было использовать для создания свободной государственной валюты, но, опять же, не теперь.

Почему же это вопрос международной торговой политики? Причины в следующем:

Некоторые люди будут защищать высокие налоги для повышения доходов государства от покупок экзогенного покупателя (до изменений я и сам ратовал за это). Исходя из второго пункта, этот аргумент уже недействителен.

Некоторые люди будут защищать высокие налоги для того, чтобы оградиться от иностранцев, продающих товар в нашу страну, поскольку они создают доллары из воздуха, что ведет к инфляции. Исходя из первого пункта, уровень пошлин не имеет значения при определении USD, которые они устанавливают в качестве цены. В прошлом это устанавливалось базовой ценой, теперь где-то между базовой ценой и ценой рынка. Все равно ставка налога не оказывает никакого влияния.

С другой стороны, эмбарго на другие страны все еще работает. Но стоит ли снижение эффекта инфляции снижения общего урона, вот в чем вопрос.

Особенность 4: Спекуляции.

Спекуляции — это искусство покупать дешево, а продавать дорого. Игрок с большим количеством складов и кучей денег может купить все, что увидит на рынке, а затем продать все это по более высокой цене. Если он достаточно быстр и состоятелен, он получит прибыль. В сущности, он богатеет, наживаясь на других.

Большим препятствием для спекулянта являются предельно низкие налоги. В случае с булками и оружием ставки НДС свыше 3-4% достаточно, чтобы предотвратить спекуляции. Однако для сырья на рынке нет НДС. Это значит, что граждане какой-либо страны могут нанести спекулятивный удар в любой момент, когда захотят. Но имея низкий налог на импорт (3-4😵, мы можем выпнуть иностранных спекулянтов куда подальше. Таким образом, хотя низкие налоги и вредят продукции, необходимо все равно иметь небольшие проценты на сырьевых рынках, чтобы предотвратить нападки спекулянтов. К сожалению, от отечественных спекулянтов лекарства нет.

Особенность 5: Сырье vs Конечный продукт.

В eRepublik есть четыре вида продукции: FRM, WRM, еда и оружие. Цены на FRM и WRM непосредственно влияют на производственные затраты и, в следствии, на прибыльность булочных и оружеек. Увеличение пошлин на сырье имеет худшие последствия, чем увеличение пошлин на булки и оружие, причины в следующем:

1) Они влияют на инвестиционные решения относительно производства и сырья. Если цена на сырье слишком высока, никто не станет инвестировать в производство. В конечном счете, наша страна главным образом будет производить сырье, а не оружие, что может оказаться проблематичным: мы стали бы зависеть от других стран! (Теперь вы видите, как фактор национальной безопасности работает против протекционизма).

2) Сырье гораздо более громоздко, нежели продукты потребления. Потребитель может покупать и хранить на складе Q5 танки и еду на черном рынке. Производитель может хранить только однодневное производство сырья (если он не слишком инвестировал в склады). Он не может воспользоваться черными рынками, чтобы избежать негативных эффектов, не может ежедневно скакать по странам в поисках лучшей цены (что так же обрастает проблемой конвертации валют, в которую я даже не хочу вдаваться)...

3) Если пошлина на сырье выше по отношению к пошлине на соответствующую конечную продукцию (зерно — булки, железо — оружие), это фактически означает, что национальные мануфактуры должны закрыть производство, поскольку они будут сталкиваться с предельно высокими издержками и не выдержат конкуренции с зарубежными предприятиями на собственном рынке сбыта. Как правило пошлины на конечный продукт (танки и еда) выше, чем на сырье.